Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа формирования психики ребенка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определенной возрастной категории.
Как правило, диагноз ЗПР ставится в возрасте 5-6 лет, в основном в начальных классах школы, в период начала активного обучения.
Различают 2 основные группы причин ЗПР: биологические и социальные. К биологическим относятся тяжелые состояния женщины в период вынашивания плода (токсикозы, инфекционные заболевания, отравления тяжелыми металлами, различные травмы), гипоксия во внутриутробном периоде, преждевременное начало родовой деятельности, родовые травмы, инфекции и токсические поражения организма ребенка в возрасте до 1 года.
К социальным причинам относятся: наличие в жизни ребенка частых стрессовых ситуаций, негативным образом влияющих на его психоэмоциональное состояние, отсутствие должных условий семейного воспитания, длительный период ограничения естественной жизнедеятельности.
В группе риска находятся дети, имеющие наследственную предрасположенность к ЗПР, матери которых во время беременности употребляли спиртные напитки, наркотические вещества, курили, а также дети из неблагополучных семей.
Проявления задержки психического развития касаются всех интеллектуальных процессов.
Восприятие ребенком с ЗПР получаемой из внешнего мира информации замедлено и фрагментарно, вследствие чего у него отсутствует полный образ окружающего мира. К признакам задержки психического развития относится также лучшее развитие зрительного восприятия, чем слухового.
Внимание у таких детей неустойчиво, их постоянно отвлекают посторонние предметы и люди. Трудность вызывает необходимость сосредоточиться на определенном виде занятия, восстановить логическую цепочку происходящего.
Симптомы задержки психического развития:
Диагностика задержки психического развития производится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и включает:
ЗПР лечит врач-психолог при содействии других специалистов: логопеда, невролога, педиатра и психиатра.
Прежде чем лечить задержку психического развития, проводится оценка тяжести нарушений в определенной сфере, на которую нужно будет сделать особый акцент во время занятий со специалистом.
После проведения диагностических мероприятий и постановки диагноза определяется, как лечить ЗПР в конкретном случае с учетом особенностей развития ребенка. Коррекционный курс включает индивидуальные или групповые занятия с психологом и логопедом, совместные занятия со специалистами, многократный повтор информации родителями для лучшего усвоения материала.
Особое внимание уделяется развитию познавательных навыков, эмоциональной сферы, мелкой моторики и стабилизации психологического состояния.
Лечение задержки психического развития осуществляется посредством:
Противопоказания:
Осложнения при ЗПР развиваются редко. Они состоят в полном отсутствии социальной адаптации и тяжелых психических расстройствах.
Профилактика задержки психического развития заключается в отказе будущей матери от вредных привычек, исключении воздействия негативных факторов во время беременности, своевременном лечении инфекционных заболеваний, обеспечении должных психологических и социальных условий воспитания.
Список литературы:
1.Задержка психического развития у детей(аналитический обзор).Д.А.Емелина, И.В.Макаров, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М.Бехтерева
Северо-западный государственный медицинскийуниверситет им. И.И. Мечникова, Обозрение психиатрии и медицинской психологии, №1, 2018г.
2.Н.Ю.Борякова Ступеньки развития. Раняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Методическое пособие, 2002г.
3.Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. Н.А. Деревянкина, Министерство образования РФ, Ярославский государственный педагогический универститет им.К.Д.Ушинского, 2003г.
4.Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология.Под ред. Э.Г. Эйдемиллера, М.Ю.Городновой, А.Э.Тарабанова Спб.:Питер, 2022
Логопед, Психолог 27 лет опыта
Светлана Ивановна, специалист в области психологии и логопедии. Занимается коррекцией речи и различных психоэмоциональных состояний у детей. Устраняет задержку речевого развития, патологий связанных с ДЦП, умственной отсталостью.
Логопед 10 лет опыта
Врач логопед, специалист в области коррекции речи. Проводит диагностику и лечение речевых расстройств. Доктор занимается коррекцией тембра, интонации, дикции, темпа, ритма и речевого дыхания, реабилитацией после оперативных вмешательств.
Логопед 51 год опыта
Врач высшей категории
Врач-логопед, занимается коррекцией речи. Любовь Семеновна, ведет прием детей с дислексией, задержкой речевого развития, нарушением произношения букв. Доктор на постоянной основе принимает участие в конференциях и семинарах.
Логопед-дефектолог 45 лет опыта
Врач логопед-дефектолог, специалист в области коррекции речи. Ирина Васильевна проводит логопедический и зондовый массаж. Занимается подготовкой детей к школе.
Логопед-дефектолог 24 года опыта
Врач первой категории
Врач-логопед осуществляет коррекцию различных дефектов речи (заикание, дислалия, дисграфия ,афазия и др.).